Главная  »  история села

история села

Об истории села Тлярата Гумбетовского района.

 

Селение Тлярата расположено на солнечном склоне над речкой Тляратаинкой, притоке реки Андийское Койсу. Над селом, на севере, возвышаются хребты Салатау, на юго-востоке Гимринские хребты, на северо – западе – Андийский хребет, высота над уровнем моря 1400 метров. Перед селом находиться невысокий синклинальный хребет, с крутыми отвесными склонами на южной стороне, на которой находился лес. В начале XIX века лес был вырублен и использован как строительный материал не только тляратинцам, и но и жителям соседних сел. По инициативе Тляратинской школы лес был посажен в 1980-1990г, в настоящее время зеленые сосны, и стройные берёзы радуют глаз Тляратинцев.
Общая площадь села составляет 809 га, пастбищ 202 га, пашни 26 га, --------- 24 га, общественные сады занимают 3 га, сенокосные угодья 4га, дороги 22 га, плюс 300 га как бы в резерве.
На западе Тлярата граничит с райцентром Мехельта, на северо-востоке с.Аргвани, на юго- востоке с.Ингиши. Название села произошло от слова «Лъар»-речка, то есть, расположенное над речкой. В северной части села находиться старинные постройки бывших домов, новые дома раскинулись более удобных местах, на нижних склонах, плато. Село утопает в зелени садов. Рядом с селом проходит государственная дорога, соединяющая все села района с республикой. Трасса «Хасавюрт – Мехельта». Точно установить время возникновения села не удалось, но есть в нашем селе такие места как "Капурзабазул хабал", что означает не мусульманское кладбище, значить, до принятие ислама село уже существовало. Кроме этого кладбища есть еще четыре, частные захоронения на своих участках, на западе села. Когда люди строили новые дома, они находили скелеты людей в разных позах - в сидячем и скрученном положении и снова захоронили их в действующих кладбищах. Версии об возникновении села несколько. Предки рассказывали, что село основали выходцы из других сел, вынужденных покинуть свое село из-за кровной мести или вражды. На этом месте, благоприятной по климатическим условиям, находился хутор хана по имени Кучка. Его сына звали Микич, от которого идет живущий в селе род "Микичилал" Другой тухум - сына Курбанали Гъани (Абдулгани) "гъанилал", из тухума старшего Шамхала из Аргвани. Тухум Давудовых переехал из Арадериха, Алиевы из Кутиша Левашинского района, тухум Валил(Алилал) из Хунзаха, Ах!мат!илал - из Мехельта (К!уйдалал).Один из тухумов произошел от похищенных из Грузии двух мальчиков. Одного из этих мальчиков продали в Мехельту, другого в Хубар. Проданного в Мехельту , звали Ардуб, его потомка звали Насиб, и в его в честь тухум стали называть «Насибилал». Говорят, что этот тухум впервые начали разводить сады и сажать виноград. Есть еще версия изложеннная в книге Мусы Расулова "Гумбет мой родной край". Вот о чем он пишет: "В республиканском архиве я много месяцев провел за изучением историй сел. Гумбетовского района. Там я встретился с Шамсудином Исаевым из селения Тад-Магитли Ахвахского района, он уверял что с.Тлярата- это бывшее село из Ахвахского района, которое было переселено в Гумбетовский район. С 1340 года до 1520 года на Ахвахские земли были переселены 30-35 хозяйств из сел. Анцух высокогорного Тляратинского района. Они одними из первых добровольно приняли ислам на 10 лет раньше, чем остальные Ахвахцы. В знак поощрения Тляратинцев Анцухцев и назло ахвахцам, медлившим с приобщением к исламу, Ибрагим – Нуцал выделил пришлым людям самые лучшие земли Ахвахского района, повыше села Зоно-росо, где сейчас сохранились остатки разрушенных стен и фундаменты домов. Ахвахцы стали требовать налог с урожая, выращенного на их земле в размере 1/3 части и с каждого хозяйства по 1 овце в течении года. На этой почве возникли столкновения и кровопролитием. Тогда Тляратинцам надоело бесконечная тяжба с ахвахцами, и предварительно договорившись с гумбетовцами, они переселились на хутор мехельтинцев. Это произошло в 1520-1530годах. Ахвахцы уважали тляратинцев, как очень способных и трудолюбивых людей, уважительно называли их узденами, более 300 га земли, принадлежавшие в свое время анцухцам – Тляратинцам в Ахвахском районе, до сих пор называют «вакъу». Версии об образовании селения Тлярата несколько, но установить истину все труднее, так история все дальше и дальше уходит от нас.
В 1966 году в Тлярата проживало 82 семьи, в 1893 году - 93 семьи, в настоящее время более 140 семьи. До 1874 года с. Тлярата и Мехельта вели совместное хозяйство, Тлярата называли мехельтинским «Байрам –аулом», позже села разделились, многие земли мехельтинцев на территории села были выкуплены Тляратинцам. Хотя в селении нет известных исторических достопримечательных мест, нет крупных и природных объектов, село все таки имеет свой уникумы. Это холм, который называют « Х!арщ буцулеб гох!» (Глиноземный холм). Там добывали глину в конце XIX начале XX веков. В 40-70 годы ее использовали как пластилин для лепки на уроках труда в школе. На холме находятся океанические скелеты морских звезд, ракушечников, и др. которые доказывают, что когда - то это место являлось дном древнего океана Тетиса. В 1983 году приезжала профессор из Тбилиси Нина Гваидзе, которая писала об этом научную работу. Есть еще местечко «Г!уркъузда жаниб» , (Теснина глыб), где во время революции скрывались молодые девушки нашего села и прятали драгоценности как от большевиков, так и белогвардейцев. В самом селе и в окрестностях находятся 9 родников, откуда брали воду для исцеления от болезней. Родничок «Къулг!адухъ», где раньше была сельская баня и целебная вода восстановлена, другой родник в местечке «Базду-меэр» называется «Ясал берцинлъулеб лъим» (вода украшающая девушек), или Родник Алдана» есть карстовые пищеры
В центре села находится старая мечеть, восстановленная в 80 г. XX века. По инициативе Нурмагомедова Мухтара, столярами Гасановым Нурали и Магомедсултановым Магомедом. В мечети запись, датированная 1247 годом по мусульманскому календарю, где говорится, что имамами мечети были Жамалудин, Мусалав, Давудгаджи, Булачил Батыр.
Тлярата называли селом муалимов, затем селом учителей, служащих и ответственных работников. Так оно и есть. Среди тляратинцев были ученные арабисты и религиозные деятели Мусал-хаджи, Давуд-хаджи, Булачил Батыр, Жамалудин, Амирали Мирзабегов, Нурмагомедов Исмаил, Гайирбегов Газихма, Абдулганиев Нурали, Султанбегов Султанбег, Валиев Вали, Шамсудинов Камил, и др.

Многие из них являлись имамами мечетей крупных сел, совершили хадж в Мекку пешком.
Много тляратинцев приняло участие в освободительной войне на стороне имама Шамиля. Шамиль написал несколько писем Тляратинцу, Гъанихаджи. Эти письма были конфискованы в 1952 году. Говорят, что в местечке Ц!уду К!к!ал нижнюю части Базду имам Шамиль подарил Гъанихаджи, а верхнюю ее часть подорил Абакардибиру. Имам Шамиль останавливался в доме Гъанихаджи. И сегодня там есть х!ужа-комната, где Шамиль молился, когда приходил в гости. Был такой интересный случай. В доме Гъанихаджи изготавливали порох из серы для Шамиля. Однажды из-за неосторожности Гъанихаджи, порох взорвался. Был взрыв и пожар, люлка с сыном Мусалав был выброшен на улицу, но ребенок остался жив, хотя на животе были страшные ожоги.
На стороне Шамиля сражались Нурудин, Абдухалим, Нург!али. После установления советской власти в Дагестане, в 1927 году было проведено районирование. В 1928 году Тлярата входит в Гумбетовский участок Ботлихского района.
В 1937 году в селе был образован колхоз. Объединились 180 человек. Но остался единоличник- Шуайп Навурбиев коммерсант.
Первым председателем колхоза был Гасанов Абдулкаир, председателем сельсовета – Исмаил Нурмагомедов, затем председателем колхоза стал Салман Дибир.
Первый магазин в селе был открыт 1936г в доме Халида Рурухмаеева, продавцами работали Табикал Ухума и Гойти Ахмедов.
Прославили наше село мужчины мастера своего дела- Нурмагомедов Абдухалик, Исмаил – ювелирных дел мастера; каменщики -Шахбан, Алиев Али, сундучник и санежники – Накрбег, кузнецы- Рахматуллаев, столяры - Магомедсултанов Магомед и Гасанов Нурали. Были у нас и швеи- Качу старшая, которая в месте с мужем Абдуевым Магоме6дом была сослана в Сибирь, как кулаки.
Основной землей в селении владели несколько тухумов.
Были и вакуфные земли с которой до сих пор платят закаат.
Село Тлярата одними первых встретили доброжелательно советскую власть в лице большевиков. Старожилы рассказывают, что в некоторых селах , таких как Сивух, Гадари, Ингиши, были столкновения с большевиками, а Тляратинцы зарезали несколько быков и устроили пир в доме Кадил балая.
В годы I-мировой войны участвовали Алиев Магомед 1885 года рождении и Гасанов Абдукаир 1878 года рождении. Алиев Магомед был награжден ---- крестом I и II степень, служил в Австрии с Махмудом из Кахаб росу. Умер возрасте 109 лет. Офицерами царской армии были Давудбег, Ахмедхан,Халид. Село славилось и долгожителями, например Салман Дибир дожил до- 115лет, а Алиева Ашура -114лет.
В 1932-1986 годы началось раскулачивание, одновременно с коллективизацией. Это было самым трагическим актом, так как многие кулаки, были обычными середняками, которое трудились доброжелательно в своем хозяйстве.
Из Тлярата, репрессированы были 10 человек, из которых не вернулись 3 человек;
Андалаев Магомед, Алибеков Хайдарбек, Магомедсултанов Магомед. После отбывания назначенного срока наказания, вернулись в село Абдуев Магомед, Магомедсултанова Качу, Магомедсултан Абдухаликов, Алдан Алиев, Мирзаев Магомедбек,Мирзаева Айшат, и Ухумаали Алибеков. Абдуев Магомед и Магомедсултанова Качу находились в ссылке на Лакских ------ ------.
Они привезли оттуда особый сорт фасоли, который называют «Абдул-Магомеда фасоль», в наши дни кусок хлеба и 20 копейк (г!абаси). Говорят односельчанка пришла с работы очень усталая и с ----- побила камнем ------------------.
В селе рассказывают такую быль. У Абдулхаликовых работали крестяны косили сено, выкапывали кукурузу, за это платили.
Строя социализм, Тляратинцы активно включились в ликвидацию безграмотности. Первая школа- ликбез была открыта в 1928 году, начальная школа в 1932 году. Находились они в частных домах саклях. Для обучения взрослых и детей грамоте и основам гигиены в Тлярата приехали русские девушки. Анастасия, Катя и Зина.
Первая школа была построена в 1936 году, учителем работал Инус. В 1954 году- семилетняя школа, директором был Шихмирзаев Магомед, в 1955 году – Пахродинов Сайгид (Ингиши), 1958 году – директор Давудов Магомед, 1963 году – Хабибов Нажмудин, 1973 году – Исаев Абдурахман, 1975 году – Давудов Магомед, 1984 Магомедов Гаджи , 1990 года – Гусейнов Гайирбег Алиевич.
Село Тлярата называют селом ученных, селом учителей, да и служащих, учитывая большую тягу к учебе как у взрослых, так и у детей. Первыми высшее образование получили Шарапудинов Магомед Расулович, профессор, доктор физико-математических наук, преподаватель ДГТУ и Османова Калимат Асхабовна, которая поступила в женский педагогический институт в 1958 году, окончила в 1964 и работала учительницей более 40 лет.
Первым офицером морского флота был Идрис Балаев. Первым летчиком испитателем был гасанов Омар Набиевич, 1933 года рождении, которы в 1956 году окончил висшее военноу училише и ушел в отставку в звании подполковник. Прослужив 25 лет летчиком. Он награжден 8 медалями за службу в ВВС, его фотография в Пугачевском училище, как лучшего летчика на доске потчета.
Мы гордимся и лучшим танцором нашего села – Ухумаали Магомедалиевым, прославившем наше село не только в Дагестане, но и за его пределами, ныне он руководитель ансамбля «Ватан», заслуженный деятель культуры Республики Дагестан и России.
Выходцы из села Тлярата занимали и занимает ответственные посты в райцентре, в других селах, городах Республики Дагестан, России.
Ими были:
1. Алиев Гаджи (Х!асан Х!ажи). 1908г
2. Дибиров Султанбег
3. Гасанов Наби 1908г
4. Магомедов Измудин 1906г
5. Магомедбеков Гаджи
6. Балаев Кади
7. Шихмирзаев Магомед
8. Джамалудинов Магомедгази 1910г
9. Абдух!алим
10. Мирзаев Залумхан
11. Магомедбеков Гаджи
12. Шихмирзаев Гаджи Магомедович
13. Абдулганиев Ниязбег Мусалаевич 1942г
14. Шарапудинов Хасай Расулович
15. Мирзаев Сайпула
16. Гасанов Магомед Набиевич
17. Султанбегов Алибег
18. Магомедов Алибег
19. Гаджиев Хаджимурад
20. Гусейнов Загид Алиевич
21. Зулумханов Магомед

Большое горе пришла Тляратинцам ВОВ 1941-1945 годы.
Из не большего села на фронт отправились 42 человек, многие из них добровольцами. Были самые, из которых на фронт отправились 2-3 человек. Из семьи Расуловых на войну ушли и не вернулись трое сыновей: Шарапудин, Муртазали, Анарбег. Расулов Шарапудин дошел до Орловской области и пал смертью храбрых. О других сыновьях ни чего не известно, только знают что в 1944 году они воевали под Прохоровской. Семье Нуцалхановых отправили на фронт 2 сыновей. Ханипа и Темирхан. Ханипа погиб, а Темирхан воевал до конца войны и вернулся, получив награды, кавалер орденов славы, II и III степеней. Семье Шамсудиновых отправила двоих сыновей Гаджи и Абдулкадыр.
На обоих сыновей получили похоронки, но через 2 месяца пришло письмо , что Абдулкадыр находиться в госпитале. За ним поехали родственники и привезли домой, сильно раненого. Оказывается его спасла санитарная собака и оттащила от погибших после боя солдат в пещеру, потом через 2 недели попал в госпиталь. Он рассказывал, что долгое время ничего не ел, кроме травы и и отбросов. В течении 3 месяцев его заново приучили кушать по нашему. Награжден, медалями и орденами.
Алданов Нурмагомед, Лабазанов Ухума, Магомедов Сайип, Хочбаров Магомед, Абдухаликов Саид, Алиасхабов Осман, воевали до 1944 года, дальнейшие судьбы не известны, Хочбаров Магомед похоронен в Брянском области, Севском районе.
С большой победой вернулись с войны, Мирзаев Залумхан, Шахбанов Агагиш, Магомедгазиев Магомедгази, Хабибов Исуб, Магомедгазиев Магомедгази, Шуайпов Навурби, Мирзаев Умардибир, Харисеев Гули,Давудгаджиев Хамид. Алиев Саидбег и многие другие. Огромный вклад в приближении победы внеслите, кто работали на трудовом фронте, рыли окопы, оборонительные сооружения, вязали теплые вещи для солдат, 11-12 летные подростки вдруг повзрослели, заменили в тылу ушедших на фронтовиков, отцов. Особо хочется отметить тех, кто был награжден государственными ноградами. Это Назирова Муслимат, Харисеева Хадижат, Магомедгазиева Бахтикай, Абучева Сундус, Магомедгазиева Айшат, Камилова Патимат, Османова Жубарзат, Абдухаликова Азипат, Магомедова Чакар, Зайадова Заза, Ахкубегова Баху, Сайпудинова Париза, Имаилова Азра.

Тляратинцы собрали деньги на строительство танковой колонии 31677 рублей.
До 1957 года электричество в селе не было, 1959 году село было электрифицировано. Питьевую воду приходилось набирать из речки, по инициативе Дибирова Султанбега вода была проведена по трубам, затем в 1970 года эту работу продолжал, Шихмирзаев Магомед. В 1986 годы новую воду провели по инициативе Магомеда Гаджи Султановача. В настоящее время в селе условия жизни улучшились. Село наши славились и славиться красивыми девушками, умелыми мастерицами по рукоделию. Особо хотим отметить лучших швей ; Качу, Балаева Равгьан, Латипова Халимат, Камилова Патимат, Мирзаева Пат!ина, вязальщицы- Османова Калимат, Умардибирова Хава, Гаджимагомедова Патимат ит.д.

 



 

персональныеданные.дети

Новое

Всероссийский